Строительство первоначального храма, автором проекта которого был Константин Андреевич Тон, стартовало осенью 1839 года. По задумке государя, среди руин послевоенной Москвы, должен был возвыситься исполинский храм-памятник в честь победы над французами 1812 года и изгнанию их из Москвы. Место для храма выбирал лично император Николай I. Этим местом стала территория древнего Алексеевского монастыря, который было решено перенести в Красное село (нынешний Ново-Алексеевский монастырь). Бытует предание о словах, произнесенных настоятельницей монастыря после получения этого известия в 1836 году: «Быть сему месту пусту!». Правда это или нет — неизвестно, но так и получилось…
Средства на постройку храма собирались во всех церквах России; из казны была выделена огромная сумма — более 15 млн. рублей Основой стиля храма был выбран византийский. Фасады храма со всех четырех сторон были одинаковы по форме и украшены барельефами, изображающими картины Священного Писания. Скульптуры для барельефов были выполнены скульпторами Клодтом, Логановским и Рамазановым из протопоповского мрамора (очень крепкого и красивого камня, легко поддающегося полировке). Огромный центральный купол был поставлен на высокий световой барабан. Для позолоты глав, крестов и балюстрад крыши потребовалось 422,2 кг золота, а меди ушло 176 тонн. На колокольнях висело 14 колоколов, самый большой из которых весил 27 тонн.
Не менее грандиозной была отделка и внутреннего убранства храма Христа Спасителя. Нижняя часть стен была украшена мрамором и мозаиками. Росписи для храма были выполнены знаменитыми художниками: Верещагиным, Суриковым, Маковским, Бруни, Крамским, и др. В декоре внутреннего убранства храма большое место занимала бронза с позолотой: из нее были сделаны перила, огромная люстра-паникадило, подсвечники, кресты в алтарях, обрамления для икон. Главный иконостас был сделан в форме очень красивой восьмигранной часовни из белого мрамора, увенчанной бронзовым шатром с позолотой. Торжественное открытие храма состоялось 26 мая 1883 г., в год коронации Александра III, в присутствии всей императорской семьи, иностранных высоких гостей и с большой пышностью. На открытие отдельно были приглашены ветераны войны 1812 года.
Строился храм Христа Спасителя почти 50 лет. Примерно еще столько же он простоял действующим.
Уже в 1922 г. впервые зашла речь о создании Дворца Советов Место было выбрано не случайно: высокий, величественный храм был виден отовсюду и был символом недавнего прошлого. Разрушение храма началось с разбора позолоченных куполов. Сейчас опубликовано множество воспоминаний очевидцев, повествующих о постепенном разборе крыши, о попытках свалить крест при помощи канатов, о том, как построенный на века храм пришлось взрывать несколько раз.
В 1930 году поэт Николай Арнольд написал о готовившемся разрушении храма
Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал…
…Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что «шапка золота литого»
Легла на плаху под топор.
На экскурсии вы увидите Храм восстановленный, мера в меру храма первоначального. Поразитесь богатством его внутреннего убранства, иконами и росписями. В галерее храма мы вспомним героев Отечественной войны 1812 года- там 177 мраморных таблиц, на которых высечена история сражений. Во второй части экскурсии мы поднимемся на лифте на смотровую площадку храма, откуда открывается потрясающая панорма Кремля, Замоскворечья, Арбата. В залючении мы исследуем территорию вокруг храма, на которой тоже немало интересного!